To bring Jesus — the Light of Mary — to every human heart
To bring Jesus — the Light of Mary — to every human heart
Меджугорье по праву называют исповедальницей мира. Здесь миллионы людей обрели свой мир, покой. Они обрели его в исповедальне, где происходит встреча маленького и грешного человека с Милосердным Богом. Исповедальни в Меджугорье всегда полны, за исключением этого времени пандемии… Часто я спрашивал паломников: что их привлекает в Меджугорье? Почему они возвращаются сюда? Ответ всегда был один и тот же и звучал так: здесь я особым образом чувствую Божью любовь и близость Богородицы.
Каждый человек жаждет мира в своем сердце и душе. Это Господь запечатлел в сердце человека стремление к миру. И достичь его мы можем только если соединены с Богом. Поэтому поиски единства с Богом, приближение к Господу, возможно только тогда, когда мы открыты для обращения.
Обращение несет в себе два аспекта: первое, это отвернуться от греха, а второе, направить свои мысли, свои слова и дела в направлении к Богу. Отклониться от греха – это первый и «отрицательный» способ. Нужно радикально перерезать все, что обременяет нас. Даже самые маленькие грехи, потому что мелкие грехи подобны маленьким камушкам, которые мы можем, к примеру, бросить в большую реку и через месяц или два дня мы уже не сможем поднять их со дна реки, потому что и они тяжелые. А большие грехи подобны камням, которые стоят на нашем пути к Богу.
Второй, «позитивный» момент – это направление своего взора, своего лица к Божьему Лику. А направлять свое лицо к Божьему Лику – означает принимать Божью волю. Мы каждый день молимся: «Да будет воля Твоя» (Лк 11:2). И какова же Божья воля для нас? Что желает Господь для каждого человека? Бог для каждого человека желает спасения. Поэтому, когда мы молимся «Отче наш» или когда мы вверяем себя Господу в молитвах, важно позволить, чтобы Его Святой Дух вошёл в каждую часть нашего существа: и в мысли, и в чувства, и в планы, и в воображение, и во все наши действия.
Из истории Церкви мы знаем много историй великих обращений. Многие из них записаны в Священном Писании. Многие из них описаны в притчах Иисуса. Одна из самых впечатляющих таких историй, которая сразу приходит нам в голову — это притча о блудном сыне или, лучше было бы сказать, о Милосердном Отце, который с радостью принимает своего сына. Блудный сын – это все мы. Сын однажды приходит и говорит: «Отче! дай мне следующую мне часть имения» (Лк 15:12), а мы знаем, что наследство делится только в конце жизни отца и это предложение могло звучать так: я желаю, чтобы ты был уже мертв. А отец дает ему половину наследства и Евангелие гласит: «…собрав всё, пошёл в дальнюю страну» (Лк15:13). Находиться в далёкой стране, в Библейском понимании означает быть отдалённым от Бога. «И там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться…. Он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк 15:14-16). Сейчас мы подходим к ключевому моменту, когда он встречается сам с собой. Разочарованный, он осознает, что больше так нельзя и говорит: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк15:18).
Почему младший сын желает вернуться? Потому что в себе он носит опыт встречи с отцом, который добр. Эти два глагола встать и пойти являются ключевыми. Уже здесь начинается путь его внутреннего обращения. С другой же стороны, образ отца, который никогда не ставил крест на сыне, но каждый день выходил за ворота своего дома и спрашивал: где мой сын? Есть ли ему что поесть? Голоден ли он? Вернется ли он ко мне? И однажды через много лет его слуги говорят ему: вот, твой блудный сын возвращается.
В отце безграничная радость. Нет ни капли осуждения. Он говорит своим слугам: «дайте перстень на руку его и обувь на ноги…» (Лк15:22). Всё это знаки того, что он желает снова вернуть сына в свой дом. Однако, сын ощущает себя недостойным и говорит: «прими меня в число наемников твоих» (Лк15:19), потому что я осознаю свои ошибки и каюсь. На что отец отвечает: нет, ты не слуга. Ты – сын. Образ этого отца – это образ Милосердного Отца, который прощает нам каждый раз, когда мы возвращаемся к Нему в Таинстве Исповеди и когда желаем сделать шаг на пути обращения.
В притче есть и старший сын, который ревнует, который не принимает своего брата и говорит своему отцу: вот, это сын твой вернулся. Не говорит: мой брат вернулся. Этот момент в притче остаётся открытым. Мы не знаем, что было дальше со старшим сыном, вошел ли он в дом или остался на улице.
Мы можем увидеть себя в младшем сыне, когда бежим от Отца, от Церкви, когда совершаем тяжёлые грехи. Но также можем видеть себя и в старшем сыне каждый раз, когда мы не желаем простить другому. И особенно это относиться к тем, кто часто находится в храме, где мы думаем, что нам гарантировано спасение, потому что мы являемся членами Церкви. Тогда мы находимся в опасности осуждать тех, кто обращается. Поэтому необходимо быть очень внимательным в своей жизни и своих шагах вперёд, потому что спасение не гарантировано никому. Мы все несовершенны, и поэтому этот жизненный путь – это борьба, вплоть до вхождения в Царствие Небесное, где ожидает нас Отец.
Не только эта притча о Милосердном Отце и блудном сыне, но и, к примеру, встреча Иисуса с Закхеем, показывает нам насколько Бог милосерден к грешному человеку – принимает каждого, кто меняется. Также и Закхей. Он услышал, что Иисус проходит через его края. Этот Закхей был начальником мытарей, которые мучали свой народ. Как говорит Библия: он «был невысокого роста» (Лк 19:3), а это относится не только к его физиологии, но и к его личности изнутри. И всё-таки он обретает в Иисусе надежду. Он не знал, как Его встретить и поэтому он залез на смоковницу. Здесь Иисус берёт инициативу на себя. Бог всегда проявляет инициативу, начиная от первого человека Адама и по сегодняшний день. Иисус видит Закхея и говорит ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5). Закхей буквально слетел с этой смоковницы, принял Иисуса и говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19:8). И этот искупленный сын Израиля снова становится живой ветвью, свидетелем любви Иисуса.
Третье обращение, которое очень впечатляет – это обращение св. Павла (Деян 9:1-18), того, кто яростно преследовал христиан. Это сильный и очень интеллигентный человек. На пути в Дамаск он встречает Воскресшего Господа и становится слепым. Это знак, что он станет новым человеком. Через три дня он снова видит. Таким образом ревностный преследователь христиан становится тем, кто будет распространять христианство в мире язычников.
Каждое обращение состоит из двух шагов: первый и важный, это – рождение, или в теологии это называется Opcia fundementalis, — значит фундаментальное определение - «за Бога». Каждый из нас должен раньше или позже стать под крест Господа и сказать: Господи, я решаю покончить с моим прошлым образом жизни и желаю вместе с Тобой войти в новую жизнь.
Второй шаг – это движение. Metanoia – раскаяние или обращение. Каждый вечер перед сном необходимо было бы сделать испытание совести и увидеть перед Господом свои грехи, покаяться в них и ложиться спать в мире, засыпать в мире и завтра, если будет возможность начинать новый день.
Это два шага, с которыми мы идем по нашей духовной жизни. Первый гораздо более важен, ибо это новое рождение, но важен и второй – каждодневное обращение. Мы призваны трудиться не над обращением других, но над собой. Гораздо легче исправлять своего мужа, жену, директора, настоятеля, профессора, кого угодно, нежели трудиться над собой. Конечно, если мы желаем работать над личным обращением, важно осознавать, что это болезненный процесс. Больно признать, что я совершаю ошибки, маленькие, а порой и большие грехи. Больно признать, что я не аутентичный свидетель. Всё это больно, однако, каждая операция болит, но после операции человек - здоров. Каждая исповедь подобна духовной операции, в которой Иисус отдаляет нас от греха, очищает нас и дарует нам новую жизнь в Святом Духе.
В Меджугорье это ощутили миллионы людей, и они приезжают постоянно, конечно, кроме этого времени пандемии, которая длится уже два-три месяца. Здесь они ощущают мир, о котором свидетельствовали многие: здесь я чувствую абсолютный духовный мир. А мир и покой может обрести только тот человек, который искренен, открыт и который себя ставит как открытую книгу перед Господом. Мы все подобны этой открытой книге, в которой можно делать записи. Кому мы позволим больше записывать в эту книгу, тому она и будет принадлежать. Поэтому разрешим Господу, чтобы Он записывал Свои Слова в нашу книгу, чтобы и мы могли быть распознаны в Царствии Небесном, когда однажды предстанем пред Ним. Аминь.
О. Данко Перутина